МБОУ "Побединская СОШ"
рп. Побединка Скопинского района Рязанской области
  • Точка роста. Гидролиз солей

    Используя цифровую лабораторию на уроке химии в 9 классе 16.11.2022г. нужно было определить водородный показатель pH в растворе каждой соли.
    16 ноября среда
    Точка роста. Гидролиз солей.

      Гидролиз солей.

                                                             «Просто знать – ещё не всё,

                                                                            Знания нужно уметь использовать»  

          «Гидролиз»:  данный термин состоит из двух составных частей от греческого «гидро» – вода, «лизис» – разложение. Дословно, гидролиз – разложение водой.

    Некоторые соли способны взаимодействовать с водой. Происходит это потому, что молекулы воды – слабый электролит и способны диссоциировать на ионы. Эти ионы и вступают во взаимодействие с солями. Процесс взаимодействия солей с водой называют гидролизом.

     Используя цифровую лабораторию на уроке химии в 9 классе 16.11.2022г. нужно было определить водородный показатель pH в растворе каждой соли.

    В лабораторные стаканы нали растворы солей. Опустили  рН датчик в каждый раствор ( соблюдайте ТБ), зафиксировать показания прибора на доске

    Лабораторная работа

    Цель работы: изучить реакции гидролиза, научиться определять характер среды растворов по их составу.

    Оборудование: рН Датчик, пластиковые и химические стаканы 50 мл, большой стакан для слива отходов.

    Реактивы и вещества: вода дистиллированная, растворы KCl, AlCl3, K2CO3

    Порядок выполнения работы:

    Перед каждым новым экспериментом рН датчик промыть в дистиллированной воде и просушить.

    Опыт 1

    В маленький лабораторный стакан налить раствор AlCl3, опустить рН датчик в раствор зафиксировать показания рН датчика.

    Опыт 2

    В маленький лабораторный стакан налить раствор КCl, опустить рН датчик в раствор зафиксировать показания рН датчика.

    Опыт 3

    В маленький лабораторный стакан налить раствор К2СО3, опустить рН датчик в раствор зафиксировать показания рН датчика.

    Как видите, в первой пробирке среда – кислая пробирке хлорид алюминия (РН меньше 7) во второй– хлорид калия (РН = 7) – нейтральная, в третий (РН больше 7) – карбоната калия щелочная. Следовательно, можно сделать вывод, что

    • в 1й пробирке присутствуют ионы_ водорода_

    во 2й пробирке ионы  водорода и  гидроксогруппы

    в третьей пробирке гидроксогруппы

    Что же произошло?

    Вода является слабым электролитом и диссоциирует на положительные ионы водорода и гидроксид - ионы.

    соли – производные кислот и оснований.

    Растворимая соль в воде диссоциирует на составляющие ее ионы.

    Хлорид алюминия – соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, диссоциирует следующим образом. Катионы алюминия прочно связывают гидроксид-ионы, так как гидроксид алюминия слабое основание и не подвергается диссоциации.

    Хлорид - ионы не могут быть связаны катионами водорода, так как соляная кислота – сильная и диссоциирует полностью.

    В результате – в растворе избыток катионов водорода, вследствии этого – среда раствора кислотная.

    Вывод: раствор соли, образованной слабым основанием и сильной кислотой, имеет кислотную реакцию, так как в растворе избыток катионов водорода.

    Хлорид калия – соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой. Хлорид калия гидролизу не подвергается, так как в составе соли нет иона, который мог бы при взаимодействии с водой образовывать слабый электролит. Сильное основание и  сильная кислота [OH]- ═ [H]+

    Среда нейтральная

    Вывод: раствор соли, образованной сильным основанием и сильной кислотой, имеет нейтральную реакцию, так как в растворе равное количество катионов водорода и гидроксид - ионов.

     Карбонат натрия – соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой. Карбонат - ионы прочно связывают катионы водорода, так как угольная кислота слабая. Катионы натрия не могут быть связаны гидроксид - ионами, так как гидроксид натрия – сильное основание и диссоциирует полностью. В результате в растворе избыток гидроксид - ионов, вследствие чего среда щелочная.

     Вывод: раствор соли, образованной сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную реакцию, так как в растворе избыток гидроксид - ионов. Универсальная индикаторная бумага  в растворе карбоната натрия  изменят свой цвет на синий.

          До появления оборудования по «Точке роста» лабораторный опыт с растворами разных солей рассматривался с помощью лакмусовой бумажки. Сегодня ученики могут посмотреть на мониторе компъютора изменение кривой pH? В нейтральной среде, где был раствор KCl, она бала прямая линия, в щелочной,К2СО3,  – кривая показателя росла вверх, в кислой, раствор AlCl3, она опустилась вниз. Универсальная индикаторная бумага  в растворе хлорида алюминия изменят свой цвет на красный.

          Таким образом школьники обучаются  не только старыми способами определения химических процессов, но и современными с применением ИКТ. Опыты проводил Девятуха Дмитрий, который увлечен химией, готовится к экзамену по предмету и хочет стать доктором. Удачи ему в достижении своей мечты и всем ученикам, которые смогут сами сделать лабораторный опыт по химии.  

    Фотографии

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie